Заменять счетчик электроэнергии приходится по различным причинам, но чаще всего это случается из-за истечения его срока службы. Необходимость в этом также возникает при поломке учетного прибора или из-за того, что он давно устарел.

Независимо от причин предстоящей замены пользователю важно знать, кто должен заниматься этой процедурой (за чей счет она проводится).

Нормативные документы

Порядок замены счетчиков регламентируется действующими законодательствами и постановлениями, требования которых должны выполняться всеми потребителями. В их перечень входят следующие документы:

  • Жилищный кодекс, как законодательная основа.
  • Федеральные законы (ФЗ) под №261 и №102.
  • Ст. 543 и ст. 210 ГК.
  • Решения, принятые Госстандартом РФ.

И, наконец, сюда же относятся постановления правительства под №530 и №491.

За чей счет меняется электросчетчик

Для правильного ответа на этот вопрос принимается во внимание место размещения учетного прибора. В зависимости от этого ответственность за его состояние, эксплуатацию и замену несут либо владелец жилья, либо управляющая компания (УК).

Указанное разграничение регулируется актом о балансовой принадлежности прибора учета, то есть зависит от того, где проходит граница ответственности каждой из сторон.

В квартире, которая приватизирована

В данной ситуации за состояние и исправность электросчетчика, а также за его обновление отвечает владелец приватизированного жилья.

Обратите внимание: Это как раз и означает, что ремонт или замена прибора проводятся за его счет.

Любые претензии, связанные с его установкой до въезда хозяина в квартиру, никакой организацией в расчет приниматься не будут. С момента приватизации жилья вся ответственность за установленный в ней счетчик ложится на ее владельца

В жилье, принадлежащем муниципалитету

В этой ситуации формальным владельцем квартиры является местный муниципалитет. Это значит, что оплачивать мероприятия, связанные с заменой счетчика должен именно он. На практике же дело обстоит совсем иначе. УК и «Энергосбыт» возлагают ответственность за эту процедуру на квартиросъемщика, мотивируя это тем, что он является абонентом поставщика электроэнергии.

И все же, согласно ст. 539 ГК РФ, клиентом «Энергосбыта» является именно УК, которая и обязана расплачиваться за проведенные работы. При нарушении этих требований владелец муниципального жилья вправе обратиться к представителю жилищной инспекции и подать жалобу на УК.

В подъезде домов

Согласно постановлению №491, учетные приборы, устанавливаемые в подъездах городских домов, являются общей для всего строения собственностью. Так что в этом случае расходы, связанные с их заменой, ложатся на ту УК, к которой относится жилой дом.

Важно! В законодательстве оговаривается допустимость оплаты работ хозяином квартиры, если такое условие прописано в пунктах договора о распределении обязанностей.

Если в заключенном ранее договоре этого положения нет – все расходы ложатся именно на УК.

В частных строениях

Хозяин частного дома или загородного особняка обязан полностью оплачивать из «своего кармана» все расходы по замене прибора учета (смотрите постановление №530). Ему приходится делать это, так как он является владельцем жилого строения.

Известны случаи, когда клиент «Энергосбыта» проживает в муниципальном жилье, относящемся к частному сектору. В подобных ситуациях ответственность распределяется таким же образом, как это предусмотрено в муниципальных городских квартирах.